Сейчас я приведу несколько простых аргументов в пользу гнома. Если они не убедят вас немедленно завести себе персонажа этой расы, то уж по крайней мере заставят проникнуться к нему немалым уважением.

* Гном незаменим на штурме замка. Попробуйте при случае попробовать захватить замок без осадного голема. Тяжело? Вот то-то. Это умение обходится гному недешево, но с лихвой окупается на высоких уровнях игры. Разрушительная сила этой махины на голову превосходит всех других существ-помощников.

* Гномы были и будут богаче всех. Вне зависимости от профессиональной ориентации, будь то кузнецы (Artisan, Warsmith) или собиратели
(Scavenger, Bounty Hunter), гномы лучше всех подготовлены к зарабатыванию денег.

Кузнецы способны изготавливать уникальные вещи, которые нельзя купить в магазинах. Кроме того, только они производят «патроны» для любого оружия начиная с D-класса. Все игроки волей-неволей вынуждены закупать Soulshot и Blessed Spiritshot, потому как без усиления удара получать новые уровни практически невозможно. Если хороший боец в силах за день заработать один-два миллиона аден в ходе изнурительной охоты, то гном имеет около 5 миллионов чистой прибыли, не сходя с места.

Гномы-собиратели специализируются на добыче вещей и ресурсов, располагая дополнительными умениями грабежа — Spoil и Sweep. Именно их труды в итоге позволяют обеспечить материалами гномов-кузнецов.

Некоторые ресурсы вообще не добываются никакими другими средствами, кроме Spoil, а остальные хоть и выпадают из убитых монстров, но мало и нерегулярно. Другими словами, ценность гнома-собирателя в клане сложно переоценить, да и к тому же по ходу своей профессиональной деятельности он получает опыт.

* Гном-кузнец — отличный клан-мастер. Как известно, сдавать ресурсы в клан-банк может любой член клана, а вот извлекать их оттуда — только лидер. Тем временем большая их часть нужна только кузнецам для изготовления вещей, и только они способны читать любые рецепты. Когда на руководящей должности находится персонаж другой расы, возникает масса трудностей: передача материалов и рецептов, контроль над состоянием склада, определение списка необходимых товаров. Гном в роли клан-мастера сам способен следить за складом, забирать нужные материалы и делать вещи.

* Гном не испытывает трудностей с кристаллами. Кристаллы нужны для многих целей, начиная от покупки вещей в кристаллической лавке и заканчивая вызовом вспомогательных тварей. Только для гномов этот вопрос исчерпывается определенной суммой денег, а для всех остальных вопрос с кристаллами будет несколько сложнее.

Ресурсы

Это всевозможные кусочки, ошметки, обломки и обрывки, служащие сырьем для всех произведений гномьего искусства. Их существует два вида: универсальные и специальные. Первые используются практически везде, то есть гном волен выбирать, на какую вещь их потратить. Вторые служат основой для вполне определенной вещи и непригодны ни для чего более.

Вообще, создается впечатление, что гномы не способны ничего изготовить самостоятельно. Ну посудите сами: чтобы сделать Composite-щит, нужно, среди прочего, 11 фрагментов этого самого щита. Со всеми остальными предметами — аналогично. Суть кузнечного дела явно заключается в том, чтобы склеить вместе все щепочки от некогда целой вещи, а потом обильно покрыть сверху лаком и выдать за новую... Впрочем, я отвлекся.

Типичные примеры универсальных ресурсов: Animal Skin, Cokes, Cord, Varnish, Iron Ore, Silver Nugget, Stem и т.п. А вот так выглядят некоторые специальные ресурсы: Composite Sheild Fragment, Karmian Gloves Fabric, Boots of Grace Lining, Paradia Boots Pattern.

Универсальные ресурсы можно условно разделить на уровни: более сложные могут быть получены из комбинации более простых с участием рецепта и гнома или же с помощью кузнеца-NPC. К примеру, Leather делается из 6 Animal Skin, а Crafted Leather — из 4 Leather, 4 Coal и 4 Cord. Часть сложных ресурсов падает из монстров вместе с простыми, но некоторые (например, Silver Mold или Artisan’s Frame) можно только изготовить.

Это важно: никогда не продавайте универсальные ресурсы в магазин! Часто приходится слышать: мол, а зачем мне целых 200 Varnish? Отвечу: 200 — это копейки, счет ресурсов идет на тысячи и десятки тысяч. Продавать имеет смысл только специальные «запчасти» для тех вещей, которые вы никогда не будете делать.

По опыту скажу, что одни универсальные ресурсы стабильно ценятся больше других. Первое место на пьедестале почета занимает кожа всех видов: Animal Skin, Leather, Crafted Leather. Если вы — гном-кузнец, скупайте ее при любой возможности, перерабатывайте и создавайте стратегический запас Crafted Leather. Поверьте, лишней она не окажется, еще и мало будет. Дальше идет Coal (он нужен для производства Crafted Leather), Cokes, Mithril Ore, Oriharukon Ore, Steel, Stone of Purity. Из более дорогих ресурсов стоит отметить Mold Hardener, Mold Glue и Mold Lubricant (цветные пробирки), а также Asofe, Enria и Thons (цветные кристаллы).

И еще одна, вроде бы простая, деталь, поначалу вызывающая замешательство у многих начинающих гномов: ресурсы, которые не выпадают из монстров и не могут быть произведены:

* Soul Ore, Spirit Ore: продаются почти во всех магических магазинах — там же, где есть бутылки лечения и скорости.
* Gemstones D, C, B: тоже в магических магазинах, но не во всех городах есть полный их набор. Самоцветы класса C и B ищите в Гиране.
* Crystals D, C, B: получаются при распайке вещей соответствующего класса.

Совет: самая дешевая руда (Soul Ore, Spirit Ore) — в начальных деревнях. Специально путешествовать за ней — весьма накладно, но во время второй смены профессии вас, среди прочего, непременно отправят туда с заданием. Закупите несколько десятков тысяч — пусть себе лежат в банке, потом пригодятся.

В том, что касается добычи, нет равных гномам-собирателям. Это касается и универсальных ресурсов, и, в особенности, специальных. Яркий пример — запчасти на Full Plate Armor: их нельзя добыть иначе, нежели с использованием умения Spoil. Со многими другими заготовками дела обстоят не лучше.

Рецепты
Кузнечное дело начинается с рецептов. Каждый рецепт имеет уровень. Кузнецы, еще не поднявшие до него умение Create Item, смогут только разглядывать забавную голубую бумажку, но сделать вещь у них не получится.

На что стоит сразу обратить внимание, глядя на рецепт? Во-первых, собственно, какую вещь или товар можно изготовить с его помощью. Некоторые рецепты можно вообще выбросить, не читая дальше (подробнее об этом я уже писал в главе «Не все йогурты одинаково полезны»). Дальше посмотрите, какие ресурсы требуются для производства. Обычно это несколько уникальных заготовок (сразу посмотрите на сайтах, откуда их можно добыть), набор универсальных ресурсов, кристаллы и самоцветы (Gemstones).
Дальше учтите следующее. Есть рецепты, пропадающие после использования. Таких очень немного, преимущественно это рецепты на вещи B-класса. Кроме того, для некоторых вещей есть шанс, что процесс изготовления сорвется: ресурсы пропадут, а вещь не получится. Все эти особенности непременно пишутся в тексте самого рецепта — не откажите себе в удовольствии внимательно изучить цифры.
Это важно: увы, во многих рецептах есть опечатки. Так, в частности, на изготовление Blessed Spiritshots нужны отнюдь не Spiritshots, а Spirit Ore.
Еще есть сложные рецепты, построенные по принципу «два в одном». То есть для производства одной и той же вещи существует пара способов (Manufacturing Process). Один требует меньше ресурсов, зато более рискован по части сбоев. Другой, напротив, более надежен, но требует значительно больших вложений. Выбирайте.

Теперь, в продолжение хорошей традиции, перейдем к практике. Какие рецепты нужны? Это не праздный вопрос: все существующие в игре рецепты не поместятся ни в банк, ни в клан-банк — приходится выбирать. Как бы там ни было, попытайтесь собрать:

* Все «переходные» рецепты универсальных ресурсов: Leather, Steel, Cord, Coarse Bone Powder, High Grade Suede, Braided Hemp, Compound Braid, Varnish of Purity, Cokes, Steel Mold, Silver Mold, Mithril Alloy, Synthetics Cokes, Blacksmith’s Frame, Artisan’s Frame и т.п.
* Рецепты Soulshot и Blessed Spiritshot всех классов.
* Рецепты уникальных вещей из комплектов: Manticore Skin Boots, Brigantine Helmet, Brigantine Sheild, Mithril Boots, Karmian Gloves, Composite Helmet, Composite Sheild, и т.п.
* Рецепты ценных вещей, которые вы собираетесь делать.

Совет: если один и тот же рецепт приходится использовать сотни раз, выложите его на панель горячих клавиш. Отведите себе несколько специальных закладок для производства и торговли. Туда же имеет смысл положить деньги и используемые на данный момент ресурсы, чтобы следить за их количеством, не открывая инвентарь.

И еще. Не откладывайте на потом добычу простейших рецептов составных универсальных ресурсов, иначе они станут большой проблемой. Такие рецепты, как Steel или Leather, выпадают только из начальных, достаточно слабых монстров. Поднявшись до 40-50-го уровня, вы уже физически не сможете их «выбить», потому как бедные твари будут падать с одного удара, не оставляя после себя даже денег.